«Горькие писания» в ветхозаветных пророчествах и в книге Откровение

Полынь горькая (лат. Artemísia absínthium)
Полынь горькая (лат. Artemísia absínthium)

Среди иносказательных свидетельств Св. Писания особое место занимает еще одна знаменательная смысловая линия, которая берет начало от «храмовых» образов ветхозаветных пророчеств, а завершается удивительными и загадочными событиями, прорисованными в книге Откровение Иоанна Богослова.

Эта смысловая линия включает в себя целую череду направляемых с неба на землю «книжных свитков», — а первый подобный свиток упоминается в книге пророка Иезекииля:

Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе" (Иез.2:8-10)

При этом вполне очевидно, что те действия, которые Иезекииль должен был совершить с вверенным ему книжным свитком перед тем, как приступить к служению пророка, во многих деталях соответствуют свидетельствам главы 10 книги Откровение, где Ангел, стоящий «на море и на земле», предлагает тайнозрителю взять из его руки «раскрытую книжку» и съесть ее, — а затем продолжать пророчествовать «о народах и племенах, и языках и царях многих», сравн.:

И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами (Иез.3:1-4)

И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих (Откр.10:9-11)

Кроме того, эпизод с книжным свитком из книги Иезекииля в самом общем смысле соответствует событиям при горе Синай, где пророку Моисею были вверены две каменные скрижали с начертанными на них заповедями закона. При этом первую «версию» скрижалей Моисей получил с неба «готовой»: он не трудился над их изготовлением, и своей рукой ничего на этих скрижалях не писал (то есть первые скрижали, написанные «с обеих сторон», были «делом Божьим» и «письменами Божьими»):

И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его [были] две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии (Исх.32:15-16)

и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания (Втор.9:10)

И «книжный свиток», который передает пророку Иезекиилю Глаголющий к нему с небес, также исписан «на той и на другой стороне» (Иез.2:9-10), — то есть отчасти подобен тем «небесным письменам», которые были вверены Моисею на горе Синай.

Однако две «небесные» скрижали, с которыми пророк Моисей спустился с горы, из-за поклонения всего народа золотому тельцу в итоге оказались разбитыми. Вместо них уже сам Моисей изготовил две другие скрижали, «подобные прежним», — и именно эти «повторные» скрижали, именуемые «скрижалями откровения» и «скрижалями завета», были положены в ковчег и почитались главной святыней ветхозаветной скинии, сравн.:

И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним… (Исх.34:4)

И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей… и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх.34:28)

Что касается золотого тельца, из-за которого пророк Моисей разбил написанные перстом Божьим «небесные» скрижали, — он был сожжен, и растерт в прах, и растворен в воде, которую после этого испил весь народ:

Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым (Исх.32:19-20)

Другими словами, та вода, в которой пророк Моисей растворил сожженного и растертого в прах золотого тельца, заключила в себе проклятие идолопоклонства, соделалась «горькой» и исполнила роль своеобразного «пророческого испытания». При этом сам пророк Моисей стал в воротах стана (сравн. – Иез.11:1-2, см. соответствующую публикацию) и воскликнул: «Кто Господень — ко мне!», — а все колено Левия (но только они) собралось вокруг Моисея и вступило в брань с теми, кто также согрешил идолопоклонством, но в час испытания «горькой водой» не последовал призыву пророка:

И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно… (Исх.32:26-27)

Более того, именно через испытание «горькой водой» колено Левия встало на служение при рукотворном храме (хотя поначалу, при выходе из Египта, такое служение было возложено на «разверзающих ложесна» первенцев из всех колен Израиля, Исх.13:2, Исх.34:19, Чис.3:11-13), — а тех, кто испил «горькую воду», но не покорился повелению Господа, постигло проклятие за нарушение заповедей, написанных «перстом Божиим» на двух каменных скрижалях, находившихся в руке у сошедшего с горы Синай пророка Моисея.

(Очевидно, что в образе испытания «горькой водой» прорисована в том числе и новозаветная перемена служения, в результате чего вместо «первенцев», т.е. иудеев по плоти, к служению при Небесном храме приступили уверовавшие от всех народов. Другими словами, «новыми левитами» стали те, кто испил «воду, наводящую проклятие», упоминающуюся в описаниях событий при горе Синай и в «законе о ревновании», — но выдержал это испытание и подтвердил верность Господу, Чис.5:11-31, Ис.66:18-21)

Продолжение следует...

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Судящие свитки» ветхозаветных видений и небесные суды книги Откровение

Предыдущая статья: Символизм двух медных столбов храма Соломона

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #горький и сладкий свиток Иезекииля, Иез.3:1-3 #свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе", Иез.2:10 #почему Моисей разбил первые скрижали, Исх.32:19 #горькая вода с прахом золотого тельца и призвание левитов, Исх.32:20